Версия для печати
Хождение по воде. Капля за каплей или как в Узбекистане пытаются рационально использовать воду в сельском хозяйстве

 Часть 3. "Хождение по воде".

Узбекистан.

«Сув - бу хайот» - «Вода - это жизнь». Этот слоган советских времен в Узбекистане помнят до сих пор. Как и везде в Центральной Азии, с водой тут ситуация напряженная. Так сложилось исторически. С давних времен в Узбекистане развито орошаемое земледелие, что предполагает использование большого количества воды. Большая часть территории страны – это засушливая, пустынная зона, где вода на вес золота. Поэтому здесь так важно научиться рационально использовать воду. Внедрение капельного орошения – одно из эффективных решений.

Совсем скоро на 80 гектарах земли в Нуратинской области Узбекистана зазеленеет виноградная лоза. Чтобы осуществить свою мечту и разбить виноградник, фермеру Лазизу Сиддикову пришлось заложить свое имущество и взять кредит на покупку дорогостоящего оборудования.

Традиционные способы орошения оказались бы очень расточительными, ведь в винограде содержится 80 процентов воды, важной для полноценного созревания ягод, а при традиционном поливе по бороздам большое количество воды уходит в почву или испаряется, так и не достигнув корней растения. Поэтому виноградник, как и многие другие сельскохозяйственные культуры, выращиваемые в климатических условиях Узбекистана, требует особых условий полива.

Узбекистан – третья республика СНГ по численности населения и одна из самых густонаселенных стран в этом регионе. Численность населения на
1 января 2017 года – более 32 млн человек.

По данным Госкомстата РУз:

91%

воды используется на орошение

49,9%

населения Узбекистана проживает в сельской местности

47 %

воды трансграничных рек Амударьи и Сырдарьи отбирается Узбекистаном

90%

водостоки находятся вне Узбекистана

35%

сократились запасы воды за последние 40-50 лет

27%

жителей заняты в сельскохозяйственном секторе

Начиная с 1945 года в Узбекистане строится большое количество гидротехнических сооружений – водохранилищ, каналов. Они давали возможность использовать под сельское хозяйство целинные земли. К 1985 году уже насчитывалось более 20 водохранилищ, была создана разветвленная сеть каналов. Водохранилища, множество дренажных коллекторов способствовали подъему грунтовых вод, поэтому земли на полях подвергались вторичному засолению и заболачиванию. Об использовании водосберегающих технологий в сельском хозяйстве не было и речи. Огромные объемы воды впитывались в землю или испарялись.

Расточительное отношение к водным ресурсам, забор слишком больших объемов из Сырдарьи и Амударьи привели к такому обмелению Аральского моря, что мировая общественность забила тревогу, так как это стало одной из главных причин экологической катастрофы в Приаралье. Усыхание Арала и ухудшение качества воды привели к губительным изменениям в почве, флоре и фауне, уменьшению рыбных запасов, ухудшению климата, так как стали очень частыми соляно-пыльные бури. Это ударило и по экономическому сектору, потому что в нижнем течении Амударьи практически полностью исчезли рыбоводство, охота, разведение ондатр. Хлопководство и животноводство в середине 80-х годов терпели колоссальные убытки, что вызвало волну приписок.

К 1985 году увеличилось количество водохранилищ, под влиянием которых в речной воде возросло содержание соли и ядовитых элементов: 48% земель в Наманганской, 23% в Андижанской, 22% в Сырдарьинской областях Узбекистана оказались сильно засоленными. Всего по Республике Узбекистан засолению подверглось более 1,5 миллионов гектаров.

В земельном фонде республики Узбекистан 45 миллионов гектаров земель, из них сельскохозяйственные угодья занимают около 25 миллионов гектаров. Но около 80% из них - это пастбища, а пашни занимают чуть больше 14%. Это объясняется тем, что большие территории Республики Узбекистан заняты пустынями, используемыми в хозяйстве только как пастбища. Но современные сельскохозяйственные технологии и условия рыночного хозяйства позволяют рационально и эффективно использовать и эти земли.

Исторически экономика Узбекистана ориентирована на аграрный сектор. Его основной отраслью на протяжении почти ста лет было хлопководство, причём сплошное. Полив хлопковых полей традиционными методами требовал больших водозатрат. Бездумная гонка за «ура-социалистическими» победами в эфемерной борьбе с «мировым капитализмом» за лидерство, в том числе и в сельском хозяйстве, привела Узбекистан к грани продовольственной пропасти и экологическому коллапсу.

Дефицит воды в Узбекистане связан кроме прочего и с вопросом использования трансграничных вод в Центральной Азии. Распад СССР и последовавший за ним парад суверенитетов среднеазиатских республик обострили проблему.

Сложилась парадоксальная ситуация, когда в целом богатом на водные ресурсы регионе, возник острый дефицит в отдельных его частях. Причина - неравномерное распределение воды между сопредельными странами. Камень преткновения - использование водных ресурсов бассейнов Амударьи и Сырдарьи, формирующих бассейн Аральского моря.

Водные ресурсы в сельском хозяйстве Узбекистана и дефицит поливной воды

Метод капельного орошения считается в Узбекистане одним из эффективных способов рационального использования водных ресурсов. В 1963 году первый патент на изобретение системы капельного орошения выдали в Израиле, а годом позже такая же система полива появилась и в США. У ученых этих стран было все, чтобы воплотить свои проекты в жизнь – и финансы, и команда помощников, и научная литература.

Но мало кому известно, что в далеком от технического прогресса Намангане, агроном Джамолиддин Болтабаев в 1968 году, из подручных средств – шланга, пуговицы и паяльника соорудил свою систему капельного орошения и первым в Узбекистане применил ее на маленьком участке своей земли. У крестьянина из провинции было огромное желание развивать свое хозяйство и найти способ рационального использования воды, которая у них в кишлаке была на вес золота. И он его нашел.

Спустя годы, сын агронома - Адбулвохид Болтабаев - все-таки довел дело отца до конца. Сначала Адбулвохид успешно испытал систему трубчатого капельного орошения на своем хлопковом поле. С одного гектара земли фермер получил 38 центнеров хлопчатника. Для сравнения: его соседи с такого же участка получали от 15-21 центнера с гектара. Кроме того, Абдулвохид использовал в три раза меньше воды, на 50 процентов меньше минеральных удобрений, и на 58-60 литров на гектар меньше топлива для сельскохозяйственной техники.

Сегодня Абдулвохид предоставляет услуги по изготовлению и установке систем капельного орошения «под ключ». У него есть свое производственное предприятие при фермерском хозяйстве «Жамолиддин Сардор Хамкор». Но позволить себе капельное орошение могут далеко не все.

В среднем, стоимость установки этой системы по миру составляет от $1 200 до $3 000 на 1 гектар земли. Так, к примеру, согласно прейскуранту производственного предприятия Абдулвохида, установка капельного орошения для пшеницы обойдется фермерам в 91,6 млн сумов (около $25 000) на 10 гектаров, для хлопчатника – чуть дешевле – 88,4 млн. сумов (около $24 000). Наиболее экономной же является система капельного орошения для сада – 50,4 млн сумов (около $14 000). Это позволит в целом сэкономить 26 890 709 сумов (более $7000), 21 450 729 (около $6000) и 30 104 813 сумов (более $8000) соответственно по сравнению с традиционным орошением.

Как отмечают в Министерстве сельского и водного хозяйства Узбекистана, капельное орошение дает возможность экономить 65 % расходуемой воды в хлопководстве и до 54% в садоводстве и овощеводстве, значительно увеличивая урожайность.

Хлопчатник

Электроэнергия - 499 тыс. сумов
Вода - 11 760 м3
Удобрения - 114 тыс. сумов

Пшеница

Электроэнергия -317 тыс. сумов
Вода - 6600 м3
Удобрения - и 37 тыс. сум

Зерновые

Электроэнергия - 320 тыс. сумов
Вода - 11 455 м3

В Республике Узбекистан вопросы водопользования поднимаются на высшем уровне. Данная проблема рассматривается и в рамках концепции национальной безопасности страны. Предпринимаемая система мер позволила снизить водозабор по всей республике по сравнению с 1990 годом на 21% . Отбор воды уменьшился с 62 до 51 млрд. кубических метров в год. Удельный водозабор сократился с 18 тысяч кубических метров до 10,5 тысяч кубических метров на гектар орошаемых земель, то есть на 42%.

Норкулов Усмонкул, доцент Ташкентского Государственного Аграрного университета

Водная проблема является одной из основных в стране. В то же время она объединяет весь регион. В собственности Узбекистана является лишь 20% от общего количества воды, остальные же 80% поступает в Узбекистан из соседних государств. В отдельные годы мы могли наблюдать около 15-20% дефицита воды, в этом году пока намечается тенденция к снижению этой статистики.

Решение проблемы, на мой взгляд, в следующем: внедрение системы капельного орошения; применение полиэтиленовой пленки, которая обеспечивает экономию воды, в среднем, на 50-60%; замена временных оросителей на полиэтиленовые трубопроводы, в результате чего мы добьемся уменьшения фильтрации воды в глубь грунта.

Юсуп Камаловэколог, председатель Союза защиты Арала и Амударьи

В сельском хозяйстве мы тратим впустую до 80% воды. Дефицита категорически нет – все дело просто в нерациональном использовании воды. Пока фермер не свободен и не богат, никакие технологии не выгодны. Фермер – раб государства, а рабы никогда не стремятся к эффективности. Мы продолжаем сохранять модель советской экономики в агросекторе. Министры не умеют (да и не хотят) направлять фермеров, они желают только управлять ими. По старой авторитарной схеме у нас государство и экономика представляют собой единство, а нужно, чтобы экономика была отделена от государства. Если бы переложить на фермеров организацию и управление хозяйством (в том числе и решение вопросов использования водных ресурсов), тогда многое продвинулось бы.

Кроме капельного орошения есть еще и другие способы эффективного использования воды. Например, в Каракалпакском отделении АН РУз еще в советское время был разработан метод «закаливания» хлопчатника, при котором корни достигали 6-7 метровой глубины. Такой метод позволял обходиться только осенними промывочными и весенними влагозарядными поливами, а весь вегетационный период вообще не поливать. Но работы по этому методу свернули. Наверняка, по всей Центральной Азии есть еще примеры и малоизвестные технологии, которые нужно найти и внедрить. Но, опять же, нет заинтересованности и стимула у главных действующих лиц – фермеров.

Маиериал подготовлен в рамках проекта "Хождение по воде"  трех редакций из Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана.

Спецпроект создан в рамках проекта «Медиа для эффективного освещения вопросов окружающей среды и природных ресурсов в Центральной Азии», финансируемого Европейским Союзом и реализуемого Интерньюс.

 Подробнее: https://livingasia.online/water/

 

Прочитано 632 раз Последнее изменение Понедельник, 19 Сентябрь 2022 06:05
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии
We use cookies to improve our website. By continuing to use this website, you are giving consent to cookies being used. More details…