Весь мир переживает последствия глобального изменения климата, которые фиксируют не только ученые и специалисты, но и начинают ощущать на себе обычные люди. Нередкими стали аномально высокие температуры, выпадает меньше снега, участились маловодные периоды, а в результате мелеют реки и усиливается водный дефицит.
Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) сообщила о том, что нагрузка на водные ресурсы в некоторых странах ЦА превышает нормы. В частности, по данным экспертов ФАО, больше всего водный стресс ощущается в Узбекистане и Туркменистане (свыше ста процентов). Объемы воды, которые используют государства, составляют 169 и 144 процента от своих запасов соответственно. Трудности с водоснабжением испытывает Казахстан и даже расположенные на верховье Кыргызстан и Таджикистан.
Учитывая, что вода - стратегический ресурс, а вместе с тем основа устойчивого развития, все более актуальным становится необходимость объединения усилий региона для решения вопросов трансграничного водопользования.
Переломным моментом перехода к поиску реальных путей справедливого вододеления в регионе стали инициативы Президента Шавката Мирзиёева. Авторитетные международные эксперты единодушны в том, что именно глава Узбекистана открыл новую страницу конструктивного партнерства стран Центральной Азии в разных областях, в том числе по многим принципиальным задачам водно-энергетического и экологического характера.
Начало активного диалога на высшем уровне сдвинуло с мертвой точки переговорные процессы по всем направлениям водохозяйственной отрасли. Важную роль в налаживании сотрудничества в сфере сыграли Консультативные встречи глав государств Центральной Азии. В совместном Заявлении, принятом по итогам такой встречи, состоявшейся 6 августа 2021 года в городе Туркменбаши (Туркменистан), отмечена важность существующих и строящихся гидроэнергетических объектов для содействия решению водно-энергетических вопросов с учетом интересов стран ЦА.
Такой подход свидетельствует о том, что в регионе начат интенсивный поиск точек соприкосновения в области трансграничного водопользования. Узбекистан задал тренд: идти путем разумных компромиссов с целью выхода на взаимоприемлемые решения.
Ташкент снял свои претензии к возведению Рогунской ГЭС в Таджикистане при условии, что в ходе ее строительства будут учтены и национальные интересы Узбекистана. Между двумя странами на высшем уровне достигнута договоренность о совместном использовании водно-энергетических ресурсов бассейна реки Зарафшан (источник полива 560 тысяч плодородных орошаемых земель Самаркандской, Навоийской, а также частично Бухарской и Джизакской областей). Стороны наметили сообща возвести на этой реке две ГЭС общей мощностью 320 МВт. Республика также заявила о готовности принять участие в реализации проекта по строительству Камбаратинской ГЭС-1 в Кыргызстане.
Предпринимаемые сегодня странами региона шаги, направленные на дальнейшее укрепление водного сотрудничества, придают новый импульс развитию потенциала существующих в регионе бассейновых организаций. Например, Международного Фонда спасения Арала, в состав которого входит Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия Центральной Азии (МКВК). Стоит отметить, что в свою очередь при МКВК функционируют бассейновые водохозяйственные объединения «Амударья» и «Сырдарья».
Специалисты признают, что вопросов в сфере за минувшие годы накопилось немало. Особенно остро стоит задача справедливого распределения лимитов воды в условиях изношенности инфраструктуры и нарастающего маловодья. Серьезным испытанием для региона оказалось лето 2021-го, когда практически во всех государствах ЦА отсутствие осадков и длительная аномальная жара явились причиной обмеления рек и иссушения водохранилищ.
В этой непростой ситуации продемонстрирован успешный пример практического сотрудничества стран-соседей. Узбекистан и Казахстан договорились о поставках Кыргызстану с началом зимнего периода необходимых объемов электроэнергии в обмен на водосброс с Токтогульской ГЭС в период вегетации. Дополнительные энергопотоки были направлены в Кыргызстан из Туркменистана транзитом через территорию нашей республики.
Эти позитивные примеры вселяют оптимизм. К тому же имеется четкое понимание необходимости разработки новых механизмов взаимодействия в сфере использования водных ресурсов. В складывающихся условиях ЦА нужно выводить на первый план вопросы рационального водопользования. Так, по оценкам специалистов, внедрение водосберегающих технологий может сократить расход воды до 35 процентов.
В этом направлении в Узбекистане в последние годы проводится колоссальная работа. Принят большой пакет документов, направленных на эффективное развитие отрасли. Указом Президента от 10 июля 2020-го утверждена Концепция развития водного хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030 годы, нацеленная на обеспечение стабильного водоснабжения населения и всех отраслей экономики, улучшение мелиоративного состояния орошаемых земель, широкое внедрение рыночных принципов, механизмов и цифровых технологий в инфраструктуру, обеспечение надежной работы объектов водного хозяйства, а также повышение эффективности использования соответствующих ресурсов.
В феврале 2021-го утверждена Стратегия управления водными ресурсами и развития сектора ирригации в Республике Узбекистан на 2021-2023 годы, которая включает в себя ряд политических, институциональных мер и мероприятий по наращиванию потенциала, охватывающих устойчивое управление водными запасами и дальнейшее совершенствование работы сферы.
В Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы и Государственной программе по ее реализации в «Год обеспечения интересов человека и развития махалли», утвержденных Указом Президента от 28 января 2022-го, также намечены конкретные задачи по реформе системы управления водными ресурсами и экономии воды. В частности, за счет эффективного использования водных ресурсов планируется сэкономить не менее семи млрд м3 воды.
Есть и первые результаты осуществляемых мер. В 2020 году при государственной поддержке водосберегающие технологии внедрены на 133 тысячах гектаров, в 2021-м - на 433 тысячах га, в 2022-м планируется довести соответствующий показатель до 478 тысяч га.
С учетом того, что сельское хозяйство - самый крупный потребитель воды, ставка делается на эффективное управление ресурсами на селе, интеграцию водосберегающих технологий орошения и цифровизацию водохозяйственных объектов, реализацию ирригационно-мелиоративных работ, лазерную планировку земель, своевременное проведение агротехнических мероприятий.
Последовательные меры по экономному и максимально эффективному использованию водных ресурсов, а также избранный Узбекистаном путь сотрудничества со странами Центральной Азии в сфере вселяют оптимизм, служат залогом региональной стабильности и успешной реализации перспективных интеграционных проектов.
Нозим Хасанов.
Независимый соискатель Университета мировой экономики и дипломатии.
https://yuz.uz/ru/news/vodnoe-sotrudnichestvo-v-tsentralnoy-azii---zalog-stabilnosti-i-uspeshnoy-integratsii