Одной из причин различных конфликтов между Кыргызстаном и Таджикистаном является водный вопрос.
На основании каких договоренностей две страны используют оросительную воду и есть ли предложения или планы на будущее? Эти и другие вопросы мы адресовали заместителю директора службы водного хозяйства Министерства сельского хозяйства Джайлообаеву Абдыбаю Шакирбаевичу.
- Абдыбай Шакирбаевич, одной из причин различных разногласий и конфликтов на кыргызско-таджикской границе, которые, к сожалению, фиксируются в последние годы, является водный спор. Какие взаимозависимые воды или реки есть между двумя странами и как решается вопрос об их совместном использовании?
- Сегодня водные ресурсы между Кыргызстаном и Таджикистаном используются по протоколам, установленным во времена СССР. Тогда нам выделили 30-35% орошаемой земли, а соседям 55-70%. Но позже, после 1991 года, когда мы стали независимым государством, были внесены некоторые изменения.
И встречи президентов центральноазиатских государств были не только по воде, но и по другим вопросам, в частности, по спасению Арала. Кроме того, в этом направлении работала Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия.
Комиссии принимали решения об использовании и распределении водных ресурсов между штатами на основе предыдущих соглашений. Но самое главное, когда президенты встретились и подписали, документ сохранился на двух бумажках.
«Мы будем признавать предыдущие соглашения по водопользованию до тех пор, пока не будет создана новая региональная стратегия водораспределения», — говорится в сообщении. Поэтому мы сейчас пользуемся документами времен Союза.